Как говорить так, чтобы другие хотели вас слушать

237

Эта статья будет полезна всем, кому нужно писать по работе, выступать перед публикой, преподавать предмет, да и просто уметь сделать так, чтобы люди тянулись к вам в повседневности.

Давайте представим, что я хочу рассказать вам про свечи.

Вариант 1. Новый год не за горами, и я хочу вам помочь выбрать свечку, которая наполнит ваш дом мандариновым ароматом, а ваше сердце — предвкушением праздника.

Свечки выбирать очень просто. Не стоит вестись на предложения “по акции” от минимаркета через дорогу. Некоторые дешевые экземпляры так дурно пахнут, что вы скорей предпочтете распшикать освежитель воздуха для туалета по квартире, чем зажжете фитиль ароматической свечки еще раз. Выбирайте свечи с эфирными маслами: естественные ароматы звучат гораздо тоньше, приятнее и изысканнее, чем назойливые, тяжелые ноты, пропитанные псевдопарфюмированными химическими растворами.

Вариант 2. А вот сейчас позвольте вас, дорогой друг, обучить вас искусству выбора свечи в супермаркете. И нет, не закатывайте так глаза, не машите на меня рукой из-под дешевого пальтишка. Не кричите, мол, сами все знаете, не замахивайтесь на меня лимонадами и кульками. Сейчас я вас хорошенько всему научу!

Заметили разницу?

Секрет хорошего рассказчика в том, чтобы затолкать свой литературный гений в мешок, приструнить свое эго и обратиться душа к душе к собеседнику, не прибегая к тону всезнайки, не унижая и не расписываясь за другого человека.

Снисходительный тон и поучительные сентенции — последнее, что я желаю читать и слушать, когда говорю с коллегой.

Уважение и проявление доверия способно расположить человека к другому надолго: даже если иерархические ступени разнятся.

Мы всегда понимаем, зачем открываем ту или иную статью; приходим к тому или другому учителю; заводим разговор с тем или иным человеком. Желая показаться умными и тем самым привлечь к себе внимание окружающих, мы чаще всего выглядим жалко. Скромность не зря воспевалась рыцарями. Истинному эксперту нет смысла хвалиться: его квалификацию прекрасно иллюстрирует его работа.

Предлагаю избавиться от снисходительности! Любые необоснованные обобщения (а они всегда таковые, ибо непозволительно думать, что мы знаем о наших читателях все) звучат покровительственно и создают дистанцию между слушателем и говорящим.

Поэтому нужно избавиться от обобщений.

Вот несколько языковых конструкций, которые в силе сделать нашу речь “слушабельнее”, дружелюбнее и приятнее:

1. (Обращаясь к одному клиенту) У вас у всех одна и та же проблема… — Я заметил, что тебя беспокоит Х. Давай вместе поработаем над этим и поймем, как мы это можем решить.

2. Ты далеко не первый, кто говорит мне об этом. — Это тревожит многих из нас, и это естественно. Вот почему…

3. Люди часто напрасно считают, что… — Нам всем свойственно думать, что…

4. Ты что, дурак? Не делай этого! — Интересный вариант. А что еще можно сделать? (пример с прыжком со скалы не в счет: тут сойдет и простое: «Остановись, «№;*%)!»

5. Наводящие вопросы из серии «И это говорит нам о чем?», «Ну а теперь пораскинь мозгами, что это значит. Ну?», которые возвышают рассказчика и принижают интеллектуальные способности отвечающего. От такого тона повествования лучше совсем избавляться. Разница между вопросами такого плана и риторическими вопросами в том, что в вопросах, рассматриваемых в данном пункте, один человек пытается «выудить» из другого единственный правильный ответ — точь-в-точь как когда мы писали сочинения в школе и пытались угадать точку зрения учителя, чтобы заработать высокий балл. — примечание: данный пункт относится к простому человеческому общению без учетов особенностей сеансов психотерапии.

Превращая высокомерное общение в поиск решений, задаваясь вопросом “Как помочь этому человеку?” — даже если помощь состоит в том, чтобы не помогать совсем, — авторы идей делают для слушателей и читателей гораздо больше, чем научатели-академисты.

Если наша цель — поселить идею в голове у читателя, заразить человека необходимостью что-нибудь сделать, нам нужно в первую очередь проявлять к нему искреннюю заботу. Подумать: как я могу сделать так, чтобы ему было понятно, исходя из позиций доброты и взаимоуважения? (Четкие антипримеры умеют приводить в армии: “Вы все нюни и слабаки, но я сейчас вам покажу, как это — быть мужчиной!”)

Давайте помнить, что каждый из нас уникален — и, следовательно, абсолютно законно считает себя уникальным. Если перечеркнутые фразы из серии вышеуказанных вызывали у вас неприятное покалывание, когда их произносили по отношению к вам, а вы пытались это покалывание заглушить, это не значит, что вы делали что-то неправильно. Мы и есть уникальны и независимы. Наши случаи ни на кого не похожи. Так как же мы можем других обобщать на основе одной проблемы? Мы же не хотим быть “как все”, верно?

Источник: Лилия Карденас