Феномен финской школы: меньше учишься — больше знаешь

182

Не секрет, что современная система образования во многих странах отчаянно нуждается в реформировании. Дети оканчивают школу, не понимая, как заработать на жизнь, заплатить по счетам или выполнять ежедневные рутинные действия взрослого человека. Единственной и главной целью образования должно быть развитие человека и общества, но вместо этого нам говорят, что думать (а не как думать). В итоге мы учимся только тому, как влиться в общество и смешаться с другими людьми.

Однако это не касается Финляндии. Финская система образования признана одной из лучших в мире. Например, согласно международным исследованиям, которые проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. При этом дети проводят наименьшее количество времени за учебой, а государство затрачивает на качественное и бесплатное образование школьников весьма умеренные средства.

Но Финляндия не почивает на лаврах, продолжая реформировать систему образования. Сейчас она занята внедрением подхода, позволяющего ученикам отказаться от изучения стандартных школьных дисциплин и перейти на комплексное междисциплинарное обучение.

«Школа в нынешнем виде, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик. Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию, делать то, что тебе велят. Традиционная школа и сама похожа на фабрику – ряды парт, задание одно для всех, разговаривать нельзя, не то учитель накажет. Открываем учебник мировой истории: промышленная революция началась почти 150 лет назад. За это время много раз поменялись заводы, страны и люди. Но школа осталась той же. Лишь учебники распухли от новых фактов и цифр. А парты рядами и учеба от звонка до звонка никуда не делись. Современные технологии сильно изменили жизнь и способ мышления. Раньше у учеников был один источник знаний – учитель. Сегодня им доступны сотни ресурсов, и учитель не должен пересказывать информацию из них, стоя у доски. Проблема также в том, что мир быстро меняется, и непонятно, чему учить ребенка, чтобы это точно пригодилось ему в будущем. Старые профессии умирают, а какие придут им на смену, можно только гадать», — Марьо Киллонен, глава Департамента образования (Хельсинки).

Что такое межпредметная система обучения?

Это особенный подход к образованию, предполагающий отход от классического разделения материала на учебные дисциплины вроде математики и науки. Вместо этого, ученики будут выбирать одно конкретное направление и рассматривать разные его аспекты с точки зрения географии, истории или экономики.

Такая система обучения обучение использует естественный интерес детей к изучению мира в глобальном и реальном контексте. Вся информация и необходимые навыки преподаются без учета каких-либо границ между предметными сферами. Это позволит учащимся лучше освоить такие важные навыки для XXI века, как мышление, креативность, инновационность, командная работа и коммуникация.

Таким образом, школьникам больше не придется изучать только один предмет вроде физики, а сразу множество других, относящихся к какой-то одной теме (междисциплинарный подход). Например, сначала школьники могут изучать Европейский Союз одновременно в языковом, экономическом, историческом и географическом аспектах, а на следующей неделе заняться рассмотрением климатических изменений, что уже будет включать в себя науку, экологию, экономику и политологию.

Отношения между учителем и учеником тоже меняется, поскольку школьник теперь сможет сочетать посещение школьных уроков и онлайн-обучение. Новая образовательная система также поощряет более открытый диалог. Сама структура системы образования станет менее иерархичной, больше опираясь на командные взаимоотношения.

Кроме того, составление программы обучения и оценивание успеваемости теперь будут проводиться не только преподавателями и другими сотрудниками факультетов, но и при непосредственном участии самих учащихся.

Как Финляндия будет внедрять новый подход

Финляндия славится своей прогрессивностью в сфере образования и очень высоким уровнем грамотности населения. Один из ведущих экспертов в области реформирования школ и образования, профессор Гарварда Паси Салберг написал множество статей об образовательной системе Финляндии. Он проделал огромную работу, чтобы поделиться финским опытом реформирования с остальным миром, и на то была веская причина.

Система образования Финляндии не всегда была такой, она претерпела значительные изменения. Например, финны не пользуются оценками, чтобы измерить уровень образованности. Тут нет общенациональных экзаменов или тестов. Тут обращают внимание на то, что детям необходимо знать для жизни, а не на рейтинги учеников.

Образовательная система Финляндии является децентрализованной, позволяя учителям менять расписание занятий в школах в соответствии с потребностями и предпочтениями конкретного региона.

Систему обучения Финляндия меняется постепенно, поэтому все школы будут переведены на новый формат только к 2020-му году. Хотя междисциплинарный подход к обучению многие финские учителя уже практикуют на своих занятиях.

Почему это так важно?

Многие дети не могут похвалиться идеальной семьей, и учатся на своем собственном опыте, за пределами стен родительского дома. Вот почему утверждение о том, что в школе дети не должны обучаться практичным дисциплинам, очень ошибочно. Система образования призвана обучать детей всему тому, что им действительно поможет в дальнейшей жизни. Зачем тогда мы засоряем их мозг пропагандистскими идеями и говорим, что есть лишь один способ чувствовать, думать и оценивать интеллект? Ведь не существует какого-то одного способа измерить разум — каждый человек особенный. В этом и заключается вся прелесть дуализма: наши отличия являются нашими сильными сторонами, и мы не должны подавлять их только для того, чтобы удовлетворить требования общества. Система государственного образования должна это учитывать.

Именно поэтому децентрализация и междисциплинарная система обучения могут стать очень полезными для общества. Они создают благоприятную среду для сотрудничества и помогают ученикам/студентам и преподавателям взаимодействовать между собой так, как они не могли этого делать при существующей до этого иерархии. Возможно, новая система покажет учителям, что они могут учиться у своих учеников точно так же, как дети учатся у них

Источник: more.club